статьи
31.07.2007
Наследственность или окружающая среда?
Один из первых опытов, долженствующих прояснить, наследственность ли или окружающая среда формирует характер, умения и вообще особенности человека, провел, согласно легенде, некий персидский царь. Этот властитель приказал принести в свой дворец дюжину младенцев – детей разных народов, и воспитывать их с дюжиной немых кормилиц.
По достижении двенадцати лет, дети должны были предстать перед царем, и он ждал, что каждый из них заговорит либо на своем языке, либо на том, который и окажется древнейшим, "данным от Бога".
Однако, царя постигло жестокое разочарование. Когда он увидал детей, те, разумеется, не говорили ни на каком языке – они издавали различные невнятные звуки и объяснялись жестами, а вели себя подобно своим кормилицам.
Итак, все-таки воспитание? Подобного мнения придерживались и многие ученые, уверенные, что окружающая среда научит не только языку и кодам общения, но и определит нрав человека. Они считали сознание новорожденного чистым листом, на котором воспитатели и общество могут "написать" все, что угодно.
Другие думали иначе. Так, например, Гальтон, первым, попытался оценить относительное влияние наследственности и окружающей среды на формирование личности.
Исследование семейных случаев гениальности и особых талантов показало ему, что «природа преобладает над влиянием воспитания в тех случаях, когда воспитание не сильно различается у сравниваемых людей... [т.е.] когда различия условий воспитания не превышают тех, что обычно имеют место между людьми одного общественного положения в одной и той же стране».
Следующие исследования подтвердили это. Особенно ярко воплощение мнения Гальтона было показано на однояйцовых близнецах. Во-первых (что как раз не удивительно) они, даже разлученные в младенчестве, все равно оставались схожи.
Но даже и умственные способности их оказались практически идентичны. А во многих случаях оказывались похожими и судьбы: близнецы выбирали одну и ту же профессию, схожих по нраву и внешности женщин в супруги, один и тот же тип жилья…
Продолжение статьи
По достижении двенадцати лет, дети должны были предстать перед царем, и он ждал, что каждый из них заговорит либо на своем языке, либо на том, который и окажется древнейшим, "данным от Бога".
Однако, царя постигло жестокое разочарование. Когда он увидал детей, те, разумеется, не говорили ни на каком языке – они издавали различные невнятные звуки и объяснялись жестами, а вели себя подобно своим кормилицам.
Итак, все-таки воспитание? Подобного мнения придерживались и многие ученые, уверенные, что окружающая среда научит не только языку и кодам общения, но и определит нрав человека. Они считали сознание новорожденного чистым листом, на котором воспитатели и общество могут "написать" все, что угодно.
Другие думали иначе. Так, например, Гальтон, первым, попытался оценить относительное влияние наследственности и окружающей среды на формирование личности.
Исследование семейных случаев гениальности и особых талантов показало ему, что «природа преобладает над влиянием воспитания в тех случаях, когда воспитание не сильно различается у сравниваемых людей... [т.е.] когда различия условий воспитания не превышают тех, что обычно имеют место между людьми одного общественного положения в одной и той же стране».
Следующие исследования подтвердили это. Особенно ярко воплощение мнения Гальтона было показано на однояйцовых близнецах. Во-первых (что как раз не удивительно) они, даже разлученные в младенчестве, все равно оставались схожи.
Но даже и умственные способности их оказались практически идентичны. А во многих случаях оказывались похожими и судьбы: близнецы выбирали одну и ту же профессию, схожих по нраву и внешности женщин в супруги, один и тот же тип жилья…
Продолжение статьи
Клиника боли Альтернатива специализируется на предоставлении лечения разных видов боли в суставах и ортопедических проблем при помощи уникальных систем и программ.
рассылка
Свежие анонсы материалов сайта по электронной почте, два раза в неделю.
популярное
видео