Доктор Аркадий Котляр: что современному пациенту может предложить древнее искусство акупунктуры
Акупунктура (иглоукалывание). Один из древнейших, но до сих пор загадочных видов лечения. О том, какой она бывает, какие болезни лечит, и почему не нужно бояться быть «не как все», в интервью «Медицине Израиля» рассказал доктор Аркадий Котляр, один из ведущих и титулованных иглотерапевтов в стране.
- Многие слышали слово «акупунктура». Но далеко не все понимают его значение. Как бы Вы могли объяснить это человеку, абсолютно не посвящённому?
- У меня есть моя формулировка, которая в достаточной мере отражает сущность данного лечения. Я практикую метод, который называется балансирующее китайское иглоукалывание И-Цзинь. Он лучше всего охарактеризован предложением из китайской философии, которое звучит так: когда ты ставишь шест под солнцем, он мгновенно отбрасывает на землю тень. Что это значит в переводе на простой язык? Если я правильно диагностирую (солнце) и правильно лечу (шест), то эффект должен проявиться мгновенно. Что такое мгновенно? Всё зависит от времени, в течение которого человек болеет. То есть это может быть и две секунды, такое бывает, а может быть и несколько дней. А, если болезнь длилась несколько лет, то и лечение может растянуться на несколько месяцев. Но это всё равно «мгновенно» относительно продолжительности болезни. Единственное, к этому предложению нужно добавить, что существуют факторы, влияющие на длину и толщину тени. В обычной жизни это и географический фактор, и время суток, и длина шеста, и наличие облаков, и так далее. Эти факторы априори не поддаются влиянию. В медицине то же самое. Но самое главное при правильном лечении – я должен видеть тень. Это означает, что я работаю верно. Это основополагающее, причём в большинстве современных методик акупунктуры, в частности, в аурикулярной и в скальп-акупунктуре. Это звучит как second’s phenomenon, «феномен секунд». То есть, эффект правильного лечения должен проявляться «мгновенно».
- Вы сказали, что нужно правильно определить «положение солнца», иначе говоря, провести диагностику. А какими методами Вы это делаете?
- Если речь идёт о моём «главном калибре», это балансирующая акупунктура И-Цзинь, то там диагностика основана на непосредственной жалобе пациента. Конечно, в случае, если жалоба имеет чётко выраженное и направленное действие. Например, боль в каком-то месте.
- Но человек ведь не всегда может правильно понять свой организм?
- Есть разные сценарии. Один – когда человек показывает пальцем, и говорит: у меня болит здесь! Это, как правило, называется «локальный дисбаланс». И, соответственно, я занимаюсь «локальной балансировкой». Но иногда у болезни нет адреса. У бессонницы нет адреса. У импотенции очень слабо выраженный адрес. И так далее. В таком случае я пользуюсь тем, что называется «глобальный баланс». Его основа – это, безусловно, сама жалоба. Но не только. Я люблю работать с пульсами. Есть по шесть пульсов на каждой руке, три глубинных и три поверхностных. И в норме, на каждой руке пульсы должны быть сбалансированы, глубинные между собой и поверхностные между собой. А когда какой-то из пульсов имеет большую наполняемость, «выпирает», это ни что иное, как меридиан, который вовлечён в дисбаланс. Но я не влияю непосредственно на данный меридиан. Я влияю на меридианы, связанные с ним.
- То есть получается более комплексное действие?
- Мало того, это ещё идёт по «основам основ», по гексаграммам, то есть кодировкам, свойственным меридианам. Есть рекомендуемые гексаграммы. Их 40.
- Получается, в зависимости от ситуации любой специалист понимает, как действовать?
- Не любой. Сегодня во всём мире главенствует традиционная китайская медицина (ТКМ). В ней используют диагностику, которая была принесена из гербалистики (трав). Она абсолютно другая. И включает другие параметры, эмпирические. Но акупунктура не является эмпирической. В этом «фишечка».
- То есть в акупунктуре существует чёткое понимание того, что существует, и того, что нужно делать?
- Безусловно! Диагностика включает в себя определённый набор показателей. В разных системах они разные. В скальп-акупунктуре свои – чувствительность точки, центр боли, и так далее. В аурикулярной – свои, по пульсу, его наполняемости. Если это ухо, можно смотреть по усилению того, что называется «импеданс», биологическое сопротивление. Это не сопротивление в физике, оно работает по биологическим законам. Но повышение импеданса говорит о том, что проекция на ухе – это проекция больного органа или системы организма. То есть орган или система вне баланса. Существуют различные приборы-детекторы, которые помогают это выяснить. Места, которые «звенят», говорят о том, что там повышенный импеданс в проекции определённого органа или системы организма. Я отрабатываю на проекциях то, что я лечу.
- Вы что-то диагностировали. А что дальше? Как проходит лечение?
- Изначально есть пять принципов китайской медицины. Это смотри, слушай, спрашивай, пальпируй и нюхай. Я использую их для того, чтобы понять, на что я хочу влиять. Я пальпирую точки, которые хочу использовать, в их комбинациях. Так я слушаю, что мне говорит организм пациента. И поэтому точки, которые я буду использовать, должны быть активными. Есть комбинации, которые рассчитаны мною. Конечно, это не мои точки, они присутствуют в учебниках. Но в учебниках, как правило, нет философии. Поскольку эффект правильного лечения должен проявляться мгновенно, я проверяю пульсы, как до, так и сразу после того, что колю желаемые точки, и сравниваю. Если комбинация точек была выбрана правильно, при сравнении я вижу эффект - баланс. Он не вечный. Но я вижу, что организм пациента стал более сбалансированным. А пациент, в свою очередь, будет всё это чувствовать. И говорить мне о своих ощущениях: например, сила боли снижается. Я оцениваю силу боли по 10-балльной шкале. И каждый раз начинаю отсчёт заново, чтобы увидеть, как меняется ситуация.
- И сколько может быть подобных циклов?
- Пока не будет достигнута цель лечения. Ставлю в точки иглы, проверяю изменения, и так из раза в раз на пути к нужному результату. Я постоянно спрашиваю пациента о самочувствии, которое должно меняться. То есть должно быть снижение силы проявления проблемы. Конечно, есть и другие параметры – продолжительность проблемы, частота проявления в единицу времени, и так далее. Но это вторичные факторы, и это в дальнейшем то, над чем предстоит работать. А изначально – это, конечно, сила проявления. То есть человека тошнило – его не должно тошнить, или тошнит, но меньше. У человека изжога – она должна проходить.
Есть масса вещей, совершенно нетривиальных для современной медицины, которая как правило занимается лечением синдромов и симптомов. Что, в общем-то, является глупостью. Почему? Потому что, когда ты лечишь источник проблемы, её симптомы и синдромы рассеиваются. Но нужно знать, как его находить. Современная же медицина основана на фармакологическом лечении, что схоже с «ковровой бомбардировкой». Голова болит? Давайте «бахнем» по мозгу сильнодействующими препаратами, которые зачастую не имеют основной индикации. Иногда это помогает, но в основном напрочь дурманит. Когда-нибудь такой подход, возможно, будет прекращён, но для этого человечество должно «проснуться». А человечество сегодня живёт в догме.
- Какие болезни традиционно лечат с помощью акупунктуры? И есть ли такие болезни, которые с её помощью лечить невозможно?
- Акупунктура применима ко всем болезням. В моём понимании любая болезнь – это ни что иное, как дисбаланс между определёнными системами. И это не сможет опровергнуть ни один врач. Какие системы вовлечены – это уже должны знать специалисты. Это абсолютно другое измерение, где всё основано на законах природы. А законы природы значительно стабильнее, чем человеческие. Безусловно, они тоже меняются, но они значительно стабильнее каких-либо других законов. Например, то, что называется «китайские меридианы» – это не что иное, как природные феномены.
- То есть самое главное – это баланс в организме? И лечение причин, а не следствия?
- Да. Это первично. К сожалению, нынешняя медицина зиждется исключительно на фармацевтической промышленности. Но фармакологическая промышленность не заинтересована лечить. Она заинтересована залечивать, вызывая побочные эффекты, против которых будут использовать другие фармакологические препараты, и так бесконечно.
В акупунктуре же большинство заболеваний поддаётся влиянию. Даже при наличии физических проблем, с нарушением целостности анатомической структуры, до определённой степени. Всё зависит от степени нарушения. Как подтверждение этому: человеческий организм изначально имеет функцию самовосстановления. Это азбука. То есть, когда человек режет руку, даже если глубоко, даже, если он не продезинфицировал, водичкой промыл, повязку повязал – и уже начинается процесс заживания. И этот процесс проводит сам организм. Конечно, многое зависит от степени нарушения. Вырастить новую руку, когда отрезана старая, невозможно. Но, если говорить в целом, подавляющее большинство болезней могут быть сбалансированы!
- Кто Ваши основные клиенты? И вообще, эта история – массовая, или, скорее, элитарная?
- Совершенно разные. И дети, и взрослые, и пожилые люди. Более продвинутые пациенты, если им нужно, продолжают ходить очень долго. Менее продвинутым надоедает ходить, они «проплывают» три четверти реки, устают, и поворачивают обратно. Но это личное дело каждого. Я не могу настаивать, я могу только рекомендовать.
Все процедуры практически бескровные, потому что в большинстве случаев глубина постановки иглы – 2 миллиметра. То есть она не проходит даже кожу и не доходит до кровеносных сосудов. А вообще иглы используют для воздействия на определённые точки согласно кодировкам, гексаграммам и проекциям.
- Что бы Вы посоветовали людям, которые хотели бы попробовать акупунктуру, но опасаются это сделать?
- Не бояться иметь своё мнение! Из моих наблюдений, ко мне приходят примерно 10% тех, кто получил прямую рекомендацию. Так устроен человек. Он, в первую очередь, пойдёт применять то, что принято. Безотносительно того, эффективно это или нет.
Моей клинике уже 15 лет. А вместе с работой в медицинском центре, за все годы через мои руки прошли, наверное, тысячи пациентов. Я работаю в самом центре Ришон-ле-Циона. Здесь достаточно развитый транспорт. У кого есть машина, вокруг достаточно стоянок, в том числе подземная прямо в нашем здании. Это одно из самых доступных мест. При этом цены у меня ниже, чем, например, в Тель-Авиве.
Бывает, что люди настолько довольны, что предлагают оставить отзыв. Но я всегда прошу их, чтобы отзыв был с номером телефона, чтобы всегда можно было позвонить, и задать какие-то вопросы, узнать, с чем он пришёл в клинику, и с чем вышел. А, кроме того, убедиться, что отзыв реальный.
Есть разные заболевания, и разные степени силы заболеваний. В одних случаях нужны сотни сеансов, а в других достаточно всего нескольких. Я не могу это предсказать, не могу дать универсальную формулу, сколько человеку нужно лечиться. Каждый организм индивидуален. Но тот, кто ко мне приходит – это человек, которому я должен дать все свои знания и весь мой опыт.
Беседу вёл
Владислав Киселев
Свежие анонсы материалов сайта по электронной почте, два раза в неделю.
видео