статьи
10.04.2007
Как преодолеть страх перед экзаменами
Основными двумя причинами страха перед экзаменами являются:
1- Неуверенность в своих знаниях. Она может быть как "истинной", так и "ложной". "Истинная" неуверенность проистекает из реального недостатка знаний. Что-то недоучил, не дается какая-то тема, незадолго до экзамена увеличили объем материала… В этом случае страх вполне естественен. Чтобы хоть как-то справится с ним, стоит затвердить как можно лучше уже известный материал, и стараться не думать о плохом, надеясь на удачу и собственное воображение.
Неуверенность вторая, "ложная", наступает, когда учащийся, даже отлично владея материалом, просто боится экзамена как такового. Его пугает "фактор икс" то неизвестное, что может произойти во время экзамена. А вдруг уже там, на месте, он узнает, что что-то забыл или пропустил? А вдруг попадутся каверзные вопросы? А вдруг?..
Задаваясь многочисленными "вдруг", экзаменующийся нервничает все больше и больше, "накручивая" себя на провал, и в итоге его охватывает настолько сильный страх перед экзаменами, что он действительно может забыть все, что знал.
Бороться с такой, "ложной" неуверенностью в себе можно, уничтожив "фактор икс". Задолго до экзамена расспросить преподавателей, старших учеников или студентов, как именно проходит "испытание", удостоверится, что материал, который предстоит выучить, соответствует тому, по которому будут экзаменовать. Устроить себе "домашний экзамен", посмотреть экзаменационные тетради прошлых лет… Одним словом, сделать все, чтобы неизвестности впереди не было.
2 – Переоценка значимости экзамена. Многие учащиеся слишком серьезно относятся к последствиям экзамена. Они ведут себя так, будто за неудовлетворительную оценку их ждет, по меньшей мере, смертная казнь.
Зачастую, в таком отношении детей к экзаменам виноваты их родители. Ведь именно они нередко угрожают ребенку, в случае провала, лишением телевизора, компьютера, карманных денег, развлечений, и множества других вещей, очень важных для малыша или подростка.
А, повзрослев, ребенок нередко слышит что–то вроде "Вот мы в твои годы работали по двенадцать часов, и учились, у нас никогда не было "хвостов"! У тебя все условия для учебы, а ты ленишься! Учись, без образования ты не станешь человеком!"
Подросток может не принимать всерьез подобные слова, но где-то в подсознании они все же остаются, и в дальнейшем влияют на восприятие. Экзамен представляется неким рубежом, который необходимо перейти, ведь обратного хода нет, и второй попытки уже не будет…
Такое отношение формирует и общество. Подросток видит вокруг себя образцы успеха, людей, достойных по всеобщему мнению, уважения – и редко кто из них не является обладателем одного, а то и двух высших образований, не говоря уже об аттестате зрелости. И рождается желание достигнуть того же, одновременно удовлетворив родительские амбиции, а из этого желания вырастает страх, дающий сильнейшее напряжение. Учащийся нервничает, и в результате не может сдать экзамен, даже если отлично владеет материалом.
Чтобы справится с этой проблемой, учащемуся, прежде всего, нужна поддержка его родственников, уверенность в том, что даже если ничего не получится в этот раз, всегда будет вторая попытка. А если не будет, все равно ничего ужасного не случилось, Ребенок должен знать, что ему есть к кому придти со своим несчастьем – тогда он перестанет балансировать на краю пропасти и нервничать будет гораздо меньше.
И напоследок – несколько общих рекомендаций.
- Стоит заранее распланировать подготовку к экзаменам, составить конспекты, и учиться планомерно, усваивая каждый день ровно столько информации, сколько вы можете усвоить.
-День накануне экзамена лучше посвятить развлечениям, отдыху. Это даст время уже усвоенному материалу "утрястись". И ночью нужно выспаться как следует.
-Не нужно есть слишком много перед экзаменом, но и ни в коем случае не оставаться голодными. Пустой желудок, как и переполненный, будут вам помехой. Легкая трапеза и что нибудь сладкое или просто вкусное – вот наиболее приемлемый вариант.
Автор статьи – Лия Шмидт
1- Неуверенность в своих знаниях. Она может быть как "истинной", так и "ложной". "Истинная" неуверенность проистекает из реального недостатка знаний. Что-то недоучил, не дается какая-то тема, незадолго до экзамена увеличили объем материала… В этом случае страх вполне естественен. Чтобы хоть как-то справится с ним, стоит затвердить как можно лучше уже известный материал, и стараться не думать о плохом, надеясь на удачу и собственное воображение.
Неуверенность вторая, "ложная", наступает, когда учащийся, даже отлично владея материалом, просто боится экзамена как такового. Его пугает "фактор икс" то неизвестное, что может произойти во время экзамена. А вдруг уже там, на месте, он узнает, что что-то забыл или пропустил? А вдруг попадутся каверзные вопросы? А вдруг?..
Задаваясь многочисленными "вдруг", экзаменующийся нервничает все больше и больше, "накручивая" себя на провал, и в итоге его охватывает настолько сильный страх перед экзаменами, что он действительно может забыть все, что знал.
Бороться с такой, "ложной" неуверенностью в себе можно, уничтожив "фактор икс". Задолго до экзамена расспросить преподавателей, старших учеников или студентов, как именно проходит "испытание", удостоверится, что материал, который предстоит выучить, соответствует тому, по которому будут экзаменовать. Устроить себе "домашний экзамен", посмотреть экзаменационные тетради прошлых лет… Одним словом, сделать все, чтобы неизвестности впереди не было.
2 – Переоценка значимости экзамена. Многие учащиеся слишком серьезно относятся к последствиям экзамена. Они ведут себя так, будто за неудовлетворительную оценку их ждет, по меньшей мере, смертная казнь.
Зачастую, в таком отношении детей к экзаменам виноваты их родители. Ведь именно они нередко угрожают ребенку, в случае провала, лишением телевизора, компьютера, карманных денег, развлечений, и множества других вещей, очень важных для малыша или подростка.
А, повзрослев, ребенок нередко слышит что–то вроде "Вот мы в твои годы работали по двенадцать часов, и учились, у нас никогда не было "хвостов"! У тебя все условия для учебы, а ты ленишься! Учись, без образования ты не станешь человеком!"
Подросток может не принимать всерьез подобные слова, но где-то в подсознании они все же остаются, и в дальнейшем влияют на восприятие. Экзамен представляется неким рубежом, который необходимо перейти, ведь обратного хода нет, и второй попытки уже не будет…
Такое отношение формирует и общество. Подросток видит вокруг себя образцы успеха, людей, достойных по всеобщему мнению, уважения – и редко кто из них не является обладателем одного, а то и двух высших образований, не говоря уже об аттестате зрелости. И рождается желание достигнуть того же, одновременно удовлетворив родительские амбиции, а из этого желания вырастает страх, дающий сильнейшее напряжение. Учащийся нервничает, и в результате не может сдать экзамен, даже если отлично владеет материалом.
Чтобы справится с этой проблемой, учащемуся, прежде всего, нужна поддержка его родственников, уверенность в том, что даже если ничего не получится в этот раз, всегда будет вторая попытка. А если не будет, все равно ничего ужасного не случилось, Ребенок должен знать, что ему есть к кому придти со своим несчастьем – тогда он перестанет балансировать на краю пропасти и нервничать будет гораздо меньше.
И напоследок – несколько общих рекомендаций.
- Стоит заранее распланировать подготовку к экзаменам, составить конспекты, и учиться планомерно, усваивая каждый день ровно столько информации, сколько вы можете усвоить.
-День накануне экзамена лучше посвятить развлечениям, отдыху. Это даст время уже усвоенному материалу "утрястись". И ночью нужно выспаться как следует.
-Не нужно есть слишком много перед экзаменом, но и ни в коем случае не оставаться голодными. Пустой желудок, как и переполненный, будут вам помехой. Легкая трапеза и что нибудь сладкое или просто вкусное – вот наиболее приемлемый вариант.
Автор статьи – Лия Шмидт
Клиника боли Альтернатива специализируется на предоставлении лечения разных видов боли в суставах и ортопедических проблем при помощи уникальных систем и программ.
рассылка
Свежие анонсы материалов сайта по электронной почте, два раза в неделю.
популярное
видео